1 февраля 2013, 10:18

Как решить проблему ЖКХ

Большинство граждан России считают ситуацию в сфере ЖКХ главной проблемой страны

 

Цены на жилищные услуги в России в 2012 году выросли в целом на 7,7%, сообщилминистр регионального развития РФ Игорь Слюняев на совещании по вопросам тарифной и ценовой ситуации в сфере коммунальных и жилищных услуг, прошедшем под председательством главы правительства Дмитрия Медведева. 
 
В то же время, всероссийский опрос ВЦИОМа, проведённый 22-23 декабря 2012 года, показал, что большинство граждан России (58%) назвали ситуацию в сфере ЖКХ основной проблемой страны. И такой результат вовсе не удивителен, ведь положение дел в жилищно-коммунальном хозяйстве - лучшее и объективное мерило качества жизни населения страны. Если учесть, что в этой отрасли сосредоточено 26% всех основных фондов страны, работает 52 тысячи всевозможных предприятий и организаций, в которых занято 4 миллиона человек, можно смело утверждать, что данная система может стать «локомотивом» развития экономики. А может быть серьезным «тормозом».
 
До 1990 года система ЖКХ не была «головной болью» для государства. Не будучи передовой в мировом масштабе, она была достаточно надежна и предоставляла населению услугу по относительно низкой цене. В 90-е годы ситуация изменилась: обвальные изменения политической и социально-экономической системы страны, обнищание государства привели к практически полному прекращению развития ЖКХ. Вся забота коммунальщиков в этот период свелась к тому, чтобы бороться с растущим числом аварий, которые чреваты резкой вспышкой социальной напряженности. По большому счету, этот процесс мы наблюдаем и сегодня. В 2009-2010 годах в России на предприятиях ЖКХ произошло 19 тысяч аварий самого различного масштаба, каждый год их число увеличивается на 20 процентов, и этому «процессу» нет ни конца, ни края
 
Не зря, будучи президентом РФ, Дмитрий Медведев, подчеркивал, что «если ничего не делать, то через 5-7 лет наступит катастрофа»: «На приведение фондов ЖКХ в нормативное состояние нужно 6 триллионов рублей, которых у государства на сегодня нет».
 
В итоге государство, которое в принципе придерживается правила уходить из экономики, точно также поступило и в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг. С 2007 года оно переложило основную ответственность на региональные власти. Вместе с тем правительство учредило государственную корпорацию «Фонд содействия реформированию ЖКХ», выделило ему немалые средства. Идея была хорошая – передать управление на низовой уровень, туда, где лучше всего знают что требует «немедленного реагирования», подкрепив такую схему определенным финансированием из центра. Но именно с той поры началось бурное развитие так называемых «управляющих компаний», которые на коммерческих условиях взялись оказывать все жилищно-коммунальные услуги населению.

Как следствие - начался неконтролируемый рост тарифов. В своей основе увеличение стоимости услуг ЖКХ базируется на цене на газ, потому что все остальное - электричество, горячая и холодная вода - так или иначе «привязано» к нему. Однако тарифы росли гораздо быстрее, чем стоимость «голубого топлива». Вот и получилось, что в России цена жилищно-коммунальных услуг за период с 2001 по 2011 год выросла в 10 раз, в то время как инфляция составила всего 250 процентов. Эти данные почти не расходятся с данными правительства Москвы, согласно которым за этот же срок квартплата в столице подскочила в 9,8 раза, цена отопления - в 8, стоимость горячей воды - в 65 раз. Получается, что рокировка государства на «эффективного» частного собственника, не привела к конкуренции, стабилизации цен и повышению качества услуг. Жизнь показала, что бесконтрольный частник становится хищником, опасным для общества.
 
Очень запомнился публичный «разнос», учиненный 10 января 2012 года тогдашним главой кабинета министров Владимиром Путиным одному из вятских вице-губернаторов по поводу как раз непомерно вздутых тарифов за жилищно-коммунальные услуги. Председатель правительства тогда был полон негодования: «Вздули цены сразу на 40%, да откуда вы взяли эти цифры? Куда смотрите?».
 
Ежегодная сумма платежей за жилищно-коммунальные услуги по всей стране приближается к триллиону рублей. Так что стенания ряда должностных лиц, связанных с ЖКХ о «катастрофической нехватке денег на содержание, а тем более - на развитие системы», мягко говоря, лукавство.
 
Особенно очевидно это становится на фоне известных эпизодов с воровскими нравами, царящими в руководящей верхушке ЖКХ. Наиболее громкое дело связано с недавними арестами петербургских «коммунальщиков», которые умудрились нанести ущерб городу на сумму в 3 миллиарда рублей, уложив под видом новых 600 километров старых проржавевших труб! В ходе следствия стало известно: в стране таких случаев великое множество, создан целый комплекс по изготовлению подобных «вторично восстановленных» изделий, которые могут прослужить еще 2-3 года, но могут рвануть и через несколько дней.
 
В сентябре 2012 года, в рамках XI Международного инвестиционного форума «Сочи - 2012», прошло заседание круглого стола «Стратегия развития отрасли ЖКХ. Инвестиционная привлекательность». Один из его участников, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия», председатель Всероссийского совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко, рассказал, что большинство выступающих сошлись во мнении о том, что, что ныне действующая система финансирования ЖКХ показала свою полную недееспособность.
 
«Само по себе, если рассуждать абстрактно, жилищно-коммунальное хозяйство инвестиционно привлекательно, - считает Тимченко. - Разумеется, чтобы эта привлекательность стала реальностью, потребуется создание широкого спектра организационных и правовых условий. Так, ряд глав муниципальных образований прямо говорили на круглом столе о необходимости принятия Государственной Думой закона об организации региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов, способных обеспечить привлечение частных инвестиций в жилищно-коммунальную сферу».
 
Еще одна особенность нашей системы ЖКХ состоит в том, что его услуги предоставляются всем социальным группам по единой цене. Миллиардер в долларовом исчислении платит за услуги по той же таксе, что и нищая пенсионерка. Но для миллиардера счет за ЖКХ как «слону дробина», а для пенсионерки может стать причиной сердечного удара.
 
Что бы как-то исправить такое положение с 1 января 2013 года в 15 регионах России запустили программы «социальных норм потребления жилищно-коммунальных услуг», которые пока касаются только электроэнергии. Цель - установить, сколько киловатт часов в среднем по региону должен потреблять один человек по социальной норме, которая будет оплачиваться по минимально установленному тарифу. Пока «испытывается» норма в 70-100 киловатт часов на душу населения в месяц.

Первые результаты по Воронежской и Владимирской областям говорят, что этот лимит мал, его нужно увеличить. Даже в странах Западной Европы среднее годовое потребление на человека составляет 1500-2000 квт.ч, в США - 4000 квт.ч. А ведь Россия не в пример холоднее.«Дыр» в этом эксперименте предостаточно. Ясно, например, что при этом пострадают семьи, где есть учащиеся и студенты, непонятно как оплачивать электроэнергию мест общего пользования - уличное освещение, лифтовое хозяйство, лестничные площадки.
 
Но движение в нужном направлении все же началось. С 2015 года планируется начать аналогичные испытания норм потребления воды и отопления. Трудностей будет «выше крыши» - уже сейчас понятно, что все, кто пристроился у кормушки ЖКХ, будут драться до последнего, чтобы социальные нормы были самыми скромными. Их мечта, чтобы не менее 70 процентов всего населения России платили за излишки потребления по повышенным тарифам, чтобы общая выручка за «услуги» не сократилась, а возросла.
 
«Очевидно, что рост тарифов в сфере ЖКХ не всегда обусловлен объективными причинами, - признал премьер-министр на совещании по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. - Очевидно, что население нашей страны не должно от этого страдать, наших людей нельзя оставлять один на один с проблемами и с теми организациями, которые работают в сфере ЖКХ».
 
Медведев потребовал от правоохранительных органов активнее бороться с мошенниками, наживающимися на ЖКХ, и призвал органы управления регионов не упускать данную проблему из поля зрения.
 
«Вы должны следить за состоянием всех платежей, не допуская как завышения против установленных нормативов, так и неоправданной дифференциации по районам и населенным пунктам. Это недопустимо, и особенно сильно раздражает людей», - подчеркнул он.
 
Одним словом, ситуация складывается вроде бы тупиковая. Государство бросает в «черную дыру» ЖКХ миллиарды рублей, которые идут на латание безнадежно изношенной инженерной сети и оседают в карманах бессовестных чиновников и подрядчиков. В массе своей управленческая структура ЖКХ явно не профессиональна и озабочена только тем, чтобы не допустить контроля над своей финансовой кухней.
 
Не случайно премьер-министр, представляя в Кремле президенту и президиуму Госсовета основные направления деятельности правительства до 2018 года, заявил о том, что кабинет министров будет работать над снижением стоимости коммунальных услуг. Медведев подчеркнул, что граждане должны быть удовлетворены как объемом, так и стоимостью жилищных и коммунальных услуг.
 
«Правительство должно сосредоточить усилия на создании нормативно-правовой базы и контрольно-надзорных механизмов в данной сфере», - уточнил он.

er.ru

Ключевые слова: ЖКХ, Медведев, тарифы, услуг
Ссылка для блогов