Карта сайта
17 июля 2012, 09:23

Валентина Маринова: Образованию – приоритетное внимание!

Валентина Маринова: Сначала обозначим три направления, по которым идет модернизация образования.
Валентина Маринова: Сначала обозначим три направления, по которым идет модернизация образования.
Своеобразный «срез» образовательной системы Дона и ее модернизации сегодня представляет председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по образованию, науке, культуре и связям с общественными объединениями Валентина Маринова:

 

  Образованию – приоритетное внимание!

- На прошедшем 19 июня Законодательном Собрании мы слушали вопросы об исполнении бюджета области за истекший год и вносили изменения в бюджет-трехлетку на 2012-2014 годы. Должна сказать, что расходы по отрасли «Образование» впервые вышли на первое место по объему – до этого нас всегда опережало здравоохранение.

Уже в прошлом году 25,3% (чуть больше четверти бюджета), а в муниципальных образованиях – свыше 30% местных бюджетов мы направили на образование. В текущем году сохраняется подобная позитивная динамика.

Что касается законодательной базы развития отрасли. В прошлом и позапрошлом году было много разговоров о новом федеральном законе «Об образовании». В нынешнем – прошла шумная дискуссия об образовательных стандартах. Для нас, профессионалов, все это – нормативная база модернизации образования.

Большинство людей под словом «модернизация» понимают увеличение финансирования, ремонт зданий школ и детских садов, увеличение размера оплаты труда педагогов. На самом деле, на первом месте стоит нормативная база – создание законодательных условий для всей работы по модернизации.

В этом смысле, конечно, главенствующий документ – закон «Об образовании в Российской Федерации». Два года он готовился, обсуждался с нашим активным участием, но до сих пор не принят на федеральном уровне. И одним из первых указов, которые Владимир Путин подписал непосредственно в день своей инаугурации, 7 мая, стал указ «О мерах по реализации государственной политики в сфере образования». В пункте первом этого указа обозначено: в июле текущего года внести в Государственную Думу закон «Об образовании».

Я очень жду момента, когда он вновь поступит в ГД и к нам, региональным законодателям, для обсуждения. А после его принятия мы будем разрабатывать и вносить свой областной закон «Об образовании», адекватный тому, что будет обозначено федеральным законодателем.

Но это не означает, что сфера образования не модернизируется и не регулируется какими-то другими нормативными актами. На последнем заседании Заксобрания, 19 июня, мы внесли два очень существенных изменения в действующее областное законодательство, которое адекватно отражают уже идущие процессы в контексте модернизации образования.

      Три вектора модернизации

Сначала обозначим три направления, по которым идет модернизация образования. Первое – чему учат (широкая общественная дискуссия об образовательных стандартах), кто учит (подготовка и переподготовка учителей, повышение их квалификации), формы аттестации (включая пресловутый ЕГЭ, о совершенствовании которого много спорят) и формы обучения (традиционное, дистанционное, семейное, экстернат).

Второе направление – система образования. Мы привыкли к тому, что нас обучают государственные образовательные учреждения, начиная с дошкольных и заканчивая высшими. Сегодня все прекрасно знают, что существуют и негосударственные образовательные учреждения – детские сады, школы, вузы.

У нас, в Ростовской области, 14 государственных высших учебных заведения и 11 негосударственных – практически поровну. На сегодняшний день уже есть 15 детских садов, негосударственных, но получивших государственную аккредитацию. И, помимо них, есть не прошедшие пока эту процедуру и не получившие государственную аккредитацию. Поэтому, если считать их все, то получится около сотни.

В области работает 16 негосударственных общеобразовательных школ, получивших государственную аккредитацию, и ряд других, пока не получивших ее. Иными словами, параллельно со структурой государственных образовательных учреждений всех уровней очень активно развивается сеть коммерческих. И одно из направлений модернизации системы образования – это создание равных условий для государственных и негосударственных образовательных учреждений.

Во-первых, конкуренция всегда формирует стремление к достижению более высоких результатов. Во-вторых, это – облегчение для тех, кто учится в этих школах, вузах, средних образовательных учреждениях и т.д. Ведь не секрет, что негосударственные образовательные учреждения, помимо труда педагогов, финансово поддерживают всю собственную инфраструктуру. И потому в них – такая высокая оплата. Значит, при определенном уровне бюджетного финансирования оказания образовательных услуг в имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждениях оплата для обучающихся должна заметно снизиться.

Третье направление модернизации – это инфраструктура – сами здания, компьютеры, школьные автобусы, учебные материалы, которыми пользуются дети, начиная от детского сада и заканчивая вузом. И здесь также нужно, чтобы все это было адекватным современным требованиям.

      Модернизация и законодатели

Если говорить обо всех вышеназванных направлениях модернизации системы образования, то все они идут параллельными курсами. И, несмотря на то, что нового федерального закона «Об образовании» нет, у нас действует прежний, подкрепленный областными нормативными актами. Мы прекрасно понимаем, что все упомянутые мною процессы остановить невозможно, поэтому сначала федеральные законодатели, а за ними и мы – регионы, вносим постоянные изменения в нормативную базу системы образования, чтобы легитимировать эти процессы и установить правила их дальнейшего развития.

На Заседании Законодательного Собрания 19 июня мы приняли сразу два подобных изменения. Первый закон связан с расширением конкуренции и обеспечением возможности получения дошкольного и бесплатного общего образования как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях. Распределение мест будет происходить на конкурсной основе, а его порядок – определяться исполнительной властью.

Мы закрепили в законе, что исполнительная власть, опираясь на подушевой норматив финансирования получения дошкольного, начального, общего среднего, полного среднего образования, точно так же рассчитывает эти нормативы и на негосударственные образовательные учреждения всех уровней, кроме высшего (это – прерогатива федерального центра).

Второе изменение в нормативно-правовую базу образовательной системы области мы внесли в связи с установлением контрольных цифр для образовательных учреждений среднего профессионального образования и высшего профессионального образования. Бюджет устанавливает контрольные цифры подготовки на бюджетной основе тех специалистов, которые необходимы региону. Это также будет происходить в соответствии с порядком, утвержденным исполнительной властью.

У нас уже есть негосударственные высшие образовательные учреждения, которые заслужили репутацию, и по внутрироссийским, а иногда и международным рейтингам занимают очень приличные места. Они заслуживают определенных бюджетных ассигнований и готовы за них бороться.

Что это будет означать для студентов? Если бюджет будет обеспечить заработную плату преподавателям, приобретение учебных материалов и все остальное, что прописано в образовательном стандарте, то плата за обучение в этих образовательных учреждениях должна будет значительно уменьшиться. Соответственно, студенты и их родители смогут в большей степени ориентироваться на негосударственные вузы, сопоставимые с государственными по рейтинговым показателям.

Много было разговоров о том, что у нас целый ряд учебных заведений «не соответствуют» и т.д. И мы создаем те самые конкурентные условия, при которых неспособные готовить хороших специалистов вузы или средние профессиональные учебные заведения вынуждены будут, мягко скажем, «реорганизоваться» - присоединиться к более сильным или прекратить свое существование. Государственные учебные заведения также вынуждены будут задуматься о своем рейтинге, поскольку будут знать: куда идет студент, туда идет и бюджетное финансирование!

      Подготовка востребованных специалистов:

Еще в 2010 г. был принят Областной закон «О взаимодействии работодателей и образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования». Цель – «привязать» образовательные учреждения к рынку, к экономике и ее потребностям. В нем мы прописали положение о региональном заказе, который уже успешно работает в начальном профобразовании и начинает работать в среднем.

Также мы создали условия для того, чтобы работодатель, начиная с самого первого дня учебного процесса, принимал в нем непосредственное участие: как на стадии формирования учебных планов, распределения аудиторных и практических учебных часов, так и в процессе практического обучения – он берет студентов к себе на практику и оплачивает их труд.

Таким образом, формируется востребованный работодателями кадровый потенциал. И в подавляющем числе образовательных учреждений среднего профессионального образования даже итоговые аттестационные комиссии возглавляют представители работодателей.

Единственное, чего мы еще не решили, но очень рассчитываем решить, - экономические стимулы для участия в этом процессе в отношении самих работодателей. Они готовы взять на себя оплату стажировок и практик студентов, вкладывать средства непосредственно в образование, но просят взамен какие-то налоговые льготы.

В 2009-2010 гг., когда страна полностью ощутила на себе мировой экономический кризис, это было невозможно. В текущем году мы будем пытаться согласовать подобный «стимулятор» с Правительством Ростовской области.

О работоспособности закона лучше всего говорят цифры: в начальном и среднем профессиональном образовании у нас трудоустраиваются соответственно 93 и 98% выпускников. Показатель трудоустройства по специальности несколько ниже – 70-72%, но эти цифры значительно выше, чем у наших соседей по региону.

То есть, основную цель – «связать» начальное и среднее профессиональное образование с рынком – данный закон уже выполнил и продолжает выполнять. Теперь нас ждет то же самое в высшем профобразовании. Таким образом, через определенный промежуток времени мы на региональном уровне выровняем под запросы рынка и, главное, –стратегию экономического и социального развития области, номенклатуру специалистов, которых готовит система нашего образования.

      Модернизация для дошколят:

В начале текущего года в Ростовской области по инициативе Губернатора Василия Голубева, принята отдельная подпрограмма по обеспечению местами в детских дошкольных учреждениях. Поставлена очень амбициозная задача – за 2012-2015 годы построить не менее 100 новых дошкольных учреждений, параллельно возвращая в систему дошкольного образования те детские сады, которые по тем или иным причинам были от нее отторгнуты.

Мы, донские законодатели, вслед за федеральными коллегами ввели в региональное законодательство такое понятие, как «семейная дошкольная группа». Речь идет о создании семейных детских садов, функционирующих как филиалы муниципальных дошкольных учреждений.

Одним словом, несколько детей и одна из молодых мам, имеющая педагогическое образование, создают такой семейный детский сад, а дошкольное учреждение, к которому они прикреплены, обеспечивает их необходимыми по стандарту условиями. В частности – логопедом, музыкантом, психологом. Мамочка-воспитатель получает соответствующую заработную плату, а муниципалитет может дополнительно оплачивать услуги специалистов, приглашаемых не из дошкольного учреждения.

 Эта форма очень поможет снять проблему очередей в детские сады в муниципальных образованиях, особенно в станицах и в хуторах, где строить детский сад на 200 и даже на 60 мест не нужно. Но можно построить небольшое учреждение и сформировать при нем несколько филиалов.

Кроме того, в Ростове-на-Дону уже есть очень неплохие негосударственные детские сады (их – 15), а также ведомственные детские сады. НО мы еще хотим включить в этот процесс и бизнес. Как это будет выглядеть? Заинтересованный бизнесмен инвестирует деньги в строительство дошкольного учреждения, заключает договор с муниципалитетом и получает покрытие части расходов из областного бюджета в соответствии с теми изменениями регионального образования, о которых я говорила выше.

С учетом того, что 2011 году мы ввели дополнительно свыше 5000 мест в дошкольных учреждениях, в текущем – поставлена задача удвоить эту цифру. И я уверена, что обозначенная Губернатором цель к 2015 году будет достигнута.

www.zsro.ru

Ключевые слова: Депутаты ЗСРО, Маринова
Ссылка для блогов