Карта сайта
26 мая 2017, 23:03

Олег Соловьев: Ростов-на-Дону - и казачий город, в том числе

Донское казачество - важная часть прошлого, настоящего и, несомненно, будущего не только Ростовской области, но и России, в целом. В рамках партийного проекта «Историческая память» в регионе казачьей тематике уделяется особенное внимание. Об этом в интервью нашему Интернет-порталу рассказал координатор проекта в Ростовской области, депутат Ростовской-на-Дону городской Думы Олег Соловьев.

- Олег Вячеславович, бытует мнение, что Ростов-на-Дону никогда не был казачьим городом, поэтому непонятно, зачем в донской столице проводится так много мероприятий под эгидой Всевеликого войска Донского, возводятся памятники именитым казакам, открываются казачьи кадетские корпуса. Что вы скажете на этот счет?

- Интересно, где такое мнение бытует? (улыбается). Как минимум, даже юридически в составе современного Ростова расположены две достаточно крупные по территории казачьи станицы - Гниловская (Железнодорожный район) и Александровская (Пролетарская район). Соответственно, на этих территориях частично сохранились, хотя уже и не так рельефно, архитектурные формы дореволюционного казачества, определенный уклад, традиции, мышление. Все-таки то, что складывалось поколение за поколением в головах людей, достаточно трудно убрать. Большевикам, по крайней мере, это не удалось сделать.

Далее. Давайте не забывать, что Ростов-на-Дону в дореволюционное время был центром Ростовского округа, который был ключевой административной единицей Области войска Донского. В городе находились казачьи воинские формирования, через Ростовский округ осуществлялся грузовой и торговый транзит в другие территории Российской империи.  Наконец, переезжавшие в разное время на постоянное место жительства сюда представители казачьей народности образовали в Ростове-на-Дону сословие торговых казаков. Жученковы, Парамоновы, Переселенковы, Куралимовы - примеры наиболее ярких фамилий в этом сословии, которое сформировало дореволюционный облик Ростова-на-Дону как города предприимчивых и свободолюбивых граждан.

- Значит ли это, что облик Ростова-на-Дону сформировало только казачество?

- Ну а кто так ставил вопрос? Территория современного Ростова включает сегодня в себя и уникальный по своей культуре и традициям армянский город - Нахичевань-на-Дону (Пролетарский район). Понятно, что до Октябрьской революции 1917 года граница между Ростовом и Нахичеванью была условной, жители работали и жили бок о бок, города соединяли транспортные узлы, ходил общий трамвай. Но все-таки это были самостоятельные административные единицы, и Нахичевань-на-Дону, на мой взгляд, внесла колоссальный вклад в развитие как дореволюционного Ростова, так и в дальнейшем советского. Театры, музеи, архитектура, медицина, педагогика, торговля - все это было организовано у соседей-армян на высочайшем уровне.

Если вы будете говорить о современном Ростове, то не забывайте, он формировался, как город свободных, инициативных и предприимчивых горожан, культурный облик и самобытный характер которого формировали представители самых разных народностей. Казаки, русские, украинцы, армяне, греки, евреи, татары - каждый из них внес частичку своего культурного и национального колорита в развитие Ростова-на-Дону. Но главное, повторюсь, особый характер, который сформировался у ростовчан. Здесь, что казаки, что армяне, что татары были предприимчивыми и тянулись к свободе. Не зря же традициям демократии на Дону сотни лет. Ростов-на-Дону - многонациональный, и казачий город, в том числе.

- В последнее время модным явлением стали казачьи шермиции. Что это такое, можете сказать непосвященному читателю?

- Скорее всего, само название шермиций заимствовано из польского языка, и означает схватку, бой. Однако, по своей природе, это глубоко казачья традиция - проводить воинские состязания, в которых казаки показывали умение владеть конем и оружием, демонстрировали лихость и отвагу, прославляя свою станицу или семью. На Дону каждый казак старался показать себя на шермициях, проявить свои навыки и способности, доказать превосходство родных мест над соседями. Эти, выражаясь современным языком, соревнования потом помогали казакам в реальных сражениях и битвах. Не зря же сам Наполеон отметил, что будь у него в армии одни лишь казаки, он прошел бы с ними всю Европу.

В советский период традиция шермиций была прервана, коммунистической идеологии такие состязания, воспевающие свободолюбивый  казачий дух, не только противоречили, но и вредили. Кроме того, шермиции включают в себя: рубку мишеней шашкой, метание пики в цель, бои на шашках, бои на пиках, кулачный бой, борьбу на поясах, стрельбу из традиционного лука и конные состязания. Продолжать учить этому свободолюбивых казаков большевики боялись.

- Но сегодня эта традиция возрождается. Не так ли?

- В нашей области шермиции официально возрождены с 2009 года и теперь уже каждый год проводятся в качестве главного этнокультурного и военного праздника донского казачества. Со всех уголков нашего региона люди съезжаются в станицу Старочеркасскую, чтобы не только поучаствовать, но и посмотреть на это уникальное действо. Тут есть все: и песни, и пляски, и джигитовка, и верховая езда, и рубка, и многое другое. Для нас такие уникальные мероприятия нужно не только сохранить, но всячески их развивать.

- Сегодня вы руководите партийным проектом «Историческая память» в донском регионе. Планируете ли вы в рамках работы проекта поддерживать казачьи мероприятия?

- История донских казаков, в частности, и российского казачества, в целом, – это история многовековой защиты трудолюбивым, воинственным и свободолюбивым народом рубежей нашего государства. Как метко выразился однажды великий Лев Толстой: «Граница породила казачество, а казаки создали Россию». Казаками становились не только русские и украинцы, но и выходцы из среды местных народов. Таким образом, сближение представителей местных народностей с казаками создавало материальную и духовную культуру казачества, определяло его уникальный этнический характер.

Мы не планируем, а уже проводим множество мероприятий казачьей направленности, как в Ростове-на-Дону, так и в районах области. Немалую роль в поддержке этих мероприятий играют Атаман Всевеликого войска Донского, заместитель губернатора области Виктор Гончаров, депутат Госдумы, Верховный Атаман «Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья» Виктор Водолацкий и заместитель губернатора области Михаил Корнеев. В рамках партийного проекта «Историческая память« создан Общественный совет, который возглавил энтузиаст казачьей тематики Виктор Симоненко, и куда вошли историки, депутаты, представители общественных организаций, все те, кому неравнодушна история Донского края и его сердцевины - донского казачества. Будем работать, и делать все, чтобы наш регион, его прошлое и настоящее были визитной карточкой современной России.

- Спасибо за интересное общение. Удачи вам.

Ссылка для блогов