Карта сайта
16 октября 2015, 15:03

Ответная реакция на миф о деградации российского образования

Вопрос недели: оппоненты «Единой России» довольно часто говорят о деградации российской системы образования. И во многом винят в этом «партию власти», которая, якобы, принимает неподобающие законы и проводит необдуманные эксперименты в образовательной сфере. Так ли это?

Рассказывает Николай Кандикудряков-Тигранн, член комиссии по промышленности и предпринимательству при Ростовском региональном политсовете «Единой России»:

«Российскую систему образования не критикует только ленивый. Разговоры о деградации образовательной системы мы слышим все «нулевые». Давайте разберемся подробнее, в чем, собственно говоря, заключается так называемая деградация. «Студенты крайне поверхностны, никаких фундаментальных знаний, пробелы в образовании», - говорит нам интернет-сайт одной из оппозиционных партий. «Ощущение, что у студентов не было школы, усиливается по мере приближения к этим лицам», - вторит другой оппозиционный сайт. Таких сообщений в интернете можно найти немало.

Все мы знаем, что образование – процесс, во многом, длительный и непрерывный. Первые шаги – в начальной школе, когда ребенку 6-7 лет. И на протяжении 11 лет обучение самым разным предметам. После часть молодежи получает образование в вузе – это еще 4-6 лет. Давайте теперь посмотрим, на какой период времени приходится пик разговоров оппозиции о деградации российского образования? Это, в основном, 2008 – 2012 годы. Теперь посмотрим, кто эти дети, учившиеся в вузах в обозначенный период времени? Методом вычитания определяем - юноши и девушки 1991 – 1995 годов рождения.

Поколение, родившееся в «лихие 90-е», родители которых, в первую очередь, думали, как прокормить, одеть и обогреть своих чад, как выжить в этих «капиталистических джунглях», нежели о дополнительных знаниях, обычно формируемых в семье. Давайте вспомним также, какие условия были в самих школах. В 90-е годы все, что было на улице, приходило и в учебные заведения – «понятия», полукриминальная иерархия, разборки, наркотики, алкоголь, ранние половые связи...тут было не до образования. Да и бюджетное финансирование в эти годы – крайне низкое. Школы были в удручающем состоянии. Однако «добрые» западные партнеры с удовольствием предоставляли в рамках образовательных грантов новые учебники, с новой идеологией, новыми фактами, новой логикой исторического развития, на которых эти дети и росли. Слабое государство никак не контролировало этот процесс.

Хотя, конечно, были и более-менее нормальные школы. Ученые и инженеры развалившихся оборонных НИИ вынуждены были пойти в школы, где зарплата хоть и нищенская, но все же была. Но в основной массе учителя также занимались собственным выживанием, зарплаты были копеечные, поэтому и знания давались поверхностные.  Вот таких абитуриентов вузы и получили в 2008 году. Таким образом, кадры для высшей школы испортили вовсе не единороссы своими законами, не президент страны Владимир Путин, а хаос и отсутствие государства в 90-е. В эти годы, кстати, в правительстве «правил бал» либеральный бомонд, а в парламенте заседали коммунисты.

В 2000-х годах ситуация в образовании начала выправляться. Учебники стали издаваться централизовано. Наконец, были возвращены единые образовательные стандарты – эту позицию в Госдуме отстояли представители «Единой России». Есть в этих стандартах и спорные моменты, есть и кадровые проблемы в школах, но былого хаоса 90-х, который породили либералы и коммунисты, там уже нет. Ну а результаты этой работы мы уже начали видеть. Если в 2001 году в международном тесте PIRLS Россия занимала 16-е место среди принявших участие стран, то в 2006 году переместилась на 1-е место, а в 2011 году заняла 2-е, уступив Китаю. Аналогичная тенденция была в тесте TIMSS: в 1995 году по разным показателям Россия занимала место во втором и третьем десятках стран, а в 2011 году вошла в первую десятку. Сегодня наша страна уже в пятерке. В рейтинге образовательных систем, составленном в 2014 году британской исследовательской компанией Economist Intelligence Unit, Россия заняла 8-е место среди стран Европы и 13-е в мире, опередив такие страны как США, Австралия, Израиль, Бельгия, Швейцария. Если про Китай мы знаем – там образовательный бум длится уже почти 30 лет, то почему же «деградация» российского образования позволяет нашей стране опережать в рейтингах и США, и многие европейские страны, где нет Путина, «Единой России», и проблем в образовательной сфере?

Ссылка для блогов