Карта сайта
17 февраля 2014, 16:23

Дмитрий Головко: Настоящий охотник должен беречь природу!

Русской охотой начали заниматься еще в Древней Руси, и по сегодняшний день это занятие не перестает привлекать любителей. Согласно последним данным, охотой в нашей стране увлекается порядка 6 миллионов человек. Однако в современном мире все чаще поднимается вопрос об этических началах в охотничьем деле. В интервью нашему интернет-порталу в рамках рубрики «Разговор не о политике» донской единоросс Дмитрий Головко рассказал, почему русская охота до сих пор популярна в нашей стране и какие этические границы должен знать настоящий охотник

Дмитрий Петрович, сегодня зачастую среди природоохранных организаций поднимается вопрос о запрете охоты. Среди основных нападок на охоту называется негуманный характер этого вида увлечения и уничтожение охотниками дикой природы. Что вы можете сказать на этот счет?

- Понимаете, охота является неотъемлемой частью культуры многих народов, в том числе и русского, и формировалась она на протяжении всей истории человечества, а значит, имеет право на существование наряду с другими ее формами. Обвинения, которые бросают охотникам так называемые защитники природы – несостоятельны. Ведь настоящие охотники, состоящие в охотничьих клубах и организациях, в первую очередь, люди, опирающиеся на законодательство, определенные нормы взаимоотношения с животными и окружающей средой, которые вырабатывает само государство. Охотники — это та часть общества, которая наиболее заинтересована в сохранении дикой природы, что подтверждается тем, что именно они предлагали принятие первых законов об охране животного мира.

Но разве охота может быть социально значимой? Что она дает людям?

- В настоящее время охоте посвящает досуг огромное количество людей всех возрастов и профессий, которых объединяет любовь к природе. Современный охотник - это закаленный и тренированный боец, способный без особого труда пройти десяток километров по лесу или провести целый день на лыжах, это отличный стрелок, опытный следопыт-разведчик, горячий патриот, знаток и любитель родной природы. Разве этого мало? Наконец, не забывайте, что охота является таким же видом хозяйственной деятельности человека, как и, например, сельское хозяйство. Нормы добычи научно обоснованы и не приводят к уничтожению популяций дичи.

А существуют какие-нибудь этические нормы на охоте?

- Конечно, существуют. Охотничья этика - это кодекс норм поведения и нравственных критериев охотников по отношению друг к другу, диким животным и природе в целом. Охотничья этика - следствие внутренних убеждений; соблюдается она не из страха наказания, а как требование совести.

Бродя по бескрайней степи, углубляясь в лесную чащу или камышовые заросли, охотник, как правило, находится вдали от посторонних глаз. Именно здесь и раскрывается его истинная, скрытая сущность, поскольку в этой обстановке за все свои действия он отвечает только перед самим собой, перед своей совестью. Нельзя требовать от законодательных органов соответствующих статей закона на все случаи жизни, тут дело в нравственном облике самого охотника.

Однако охотничья этика затрагивает не только нравственный облик охотника, но и отражает уровень развития охотничьего хозяйства и охоты в целом. Тот факт, что животные являются органичной частью окружающего мира, обязывает нас бережно относиться к ним. А поэтому самым главным, самым важным элементом охотничьей этики сейчас является активное участие охотников в охране живой природы, в обогащении и рациональном использовании ее ресурсов.

Охрана природы может стать государственно-значимым делом?

- Согласен с вами. Давно назрел вопрос придать охране природы статус защиты государственной собственности и самым жестким образом пресекать даже малейшие поползновения к ее расхищению. В противном случае наши дети и внуки уже в самом недалеком будущем смогут увидеть куропаток, перепелок и даже зайцев только в зоопарках.

Каждый охотник должен быть подлинным хранителем природы и по-хозяйски относиться к своим охотничьим угодьям. Охотники, редко посещающие эти угодья и практически ничего о них не знающие, ведут себя в них, как посторонние люди: постреляли, распили бутылочку-другую и по домам. А ведь дичь требует постоянного внимания и заботы. Это и защита от хищников и браконьеров, и оказание помощи во время стихийных бедствий, и охрана от агротехнического воздействия (механизации и химизации), от дорожного транспорта и т.д. и т.п.

Особенно сложным является процесс охраны дичи от стихийных бедствий. Крайне тяжело переносят животные суровые зимы с высоким снежным покровом, а также периоды, когда идет дождь со снегом, сильные морозы, снежные бури, гололед и т.д. Много вреда причиняют животным и птицам наводнения, половодье, а также продолжительная засуха, сильная жара и лесные пожары. Без активной помощи охотников штатным работникам охотхозяйств с этими задачами не справиться.

Кстати, а почему русская охота? Есть какие-то национальные особенности?

- Потому что охота в России имела богатую историю по сравнению с другими странами и по формам, и по содержанию, и по размаху. Потому что это красивая традиция нашей страны, которая объединяла и аристократов, военных, и простых людей. Она носила массовый характер, наряду с рыбалкой, чего не было в других странах. Охотой начали заниматься еще в Древней Руси, и по сегодняшний день это занятие не перестает привлекать любителей. Русская охота – это не столько хобби, сколько стиль жизни, стиль поведения и мышления.

То есть охота на Руси богата своей историей?

- Конечно! Охота – одно из самых страстных увлечений и древнерусских князей, которые, конечно, были прекрасно осведомлены о ее роли в физическом развитии и совершенствовании военных навыков. Они выезжали на охотничьи мероприятия с многочисленными дружинами, в нарядном одеянии, проводили в полях и лесах целые недели, шумными пирами отмечали удачи. Охотниками были киевские князья Игорь, Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Мстислав Владимирович, великий князь Московский Василий III, цари Иван Грозный, Алексей Михайлович и другие. Видов охоты было много, но со временем особенно популярной стала охота с ловчими птицами, соколиная охота. На Руси она возникла во времена князя Олега из великого княжества Киевского. Красочны и ярки были охоты древней и средневековой Руси.

Но ведь все мы слышали о царской охоте, которая была совсем негуманной?

- Да, одно из нежелательных направлений эволюции охоты было предопределено причинами социального характера. К XIX - началу XX вв. они выродились в царские охоты, пышные и истребительные. Огромное число разнообразных зверей собирали в одно место, и цари и великие князья, с приближенными хладнокровно расстреливали их из укрытий. В 1860 г. в Беловежской Пуще была организована охота для Александра II. В ее подготовке приняли участие около 2,5 тысяч человек, собравших в огороженный зверинец несколько сот зверей. Внутри зверинца прорубили просеку, устроили вдоль нее стрелковые точки, затем стали выпускать и гнать зверей на стрелков. В итоге было убито 28 зубров, 22 лося, 10 ланей, 11 кабанов, 16 косуль, 7 лисиц, 4 барсука. Это наглядный показатель развращенности и порочности царизма того времени.

Ужасно…

- И, кстати, если в Древней Руси право свободного пользования охотничьими угодьями принадлежало всем, то с развитием торговли и обмена князья и другие знатные люди ограничили право свободной охоты и присвоили себе лучшие угодья. Для охоты князья содержали ловчих, сокольников, псарей, бобровников, тетеревятников, ловцов заячьих, гоголиных, лебединых и пр. Княжеские охотники имели право питаться в деревнях сами и кормить лошадей, собак и соколов за счёт крестьян. На крестьян же была возложена повинность - лично участвовать в княжеских охотах.

Простые русские люди – ловчие, псари, борзятники, охотники, сокольничие – и были основоположниками традиций и законов русской охоты, сохранившейся и до наших дней. Это они создали новые замечательные породы охотничьих собак; их мужеству, знаниям, смекалке и опыту мы обязаны установлением замечательных правил и навыков русской охоты.

А когда появилось законодательное регулирование русской охоты?

- Формально после принятия в 1893 году «Закона об охоте». Однако действие документа распространялось лишь на европейскую часть страны и Кавказ. Таежные угодья использовались по старинке на основе традиционного распределения территорий, да и учрежденный Департамент земледелия свою работу сводил к выработке циркуляров по вопросам любительской охоты, имевших силу на региональном уровне.

Первым же реальным законодательным документом об охоте стал декрет Советской власти «О сроках и праве на охотничье оружие». Впервые все животные были зачислены в государственный охотничий фонд независимо от района обитания и принадлежности этих мест тем или иным землепользователям. Право на охоту было предоставлено всем слоям населения при условии получения охотничьего билета и уплаты установленной пошлины. В 1920 году был принят декрет «Об охоте», наметивший пути развития охотничьего хозяйства. В том же году был создан орган управления данной отраслью – Главохота.

Контролировать соблюдение интересов простого охотника призваны были общественные организации, первой из которых стал Всероссийский производственный союз охотников (ВПСО). Со временем он был ликвидирован, правопреемником стало Военно-охотничье общество, позже управлять делами охотников – любителей стал Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта (ВКФКиС). Под прикрытием различных спортивных обществ охотники – любители сохранили свои объединения на местах и постепенно возродили их деятельность.

И как сложилось дальнейшее будущее русской (советской) охоты?

- Неоднозначно. В 1940 году была создан Госохотинспекция. Но начавшаяся война не позволила в полной мере осуществить перестройку в руководстве охотничьим хозяйством. Урон, нанесенный охотничьему фонду во время Великой Отечественной войны в европейской части страны, был огромен. Для наведения порядка в разоренных районах Госохотинспекцию преобразовали в 1944 году в Главохоту. Такие же органы были созданы и в других республиках. В это тяжелое время задачами инспекции были восстановление охотничьих хозяйств, борьба с браконьерством, сокращение количества волков, которых развелось за годы войны очень много. С поставленными задачами инспекция до конца и не справилась.

Не простые времена пережили охотники и после распада СССР, когда значительная часть великолепных угодий осталась за границей, в бывших республиках СССР. Когда на местах идут реорганизации обществ, охотники со свойственным им оптимизмом надеются, что тяжелые времена для развития любительской охоты остались в прошлом, а число энтузиастов этого прекрасного занятия будет постоянно пополняться.

Спасибо за интересное общение. Удачи.

Ссылка для блогов